Застройщики учатся дешево строить хорошее жилье
- 28.09.2015
-
Покупатели не готовы покупать по докризисным ценам даже качественную недвижимость
При выборе жилья покупатели сейчас главным образом ориентируются на цену, во всяком случае в эконом- и комфотклассе. Большинство застройщиков не хотят демпинговать, но ищут возможности для снижения затрат на строительство, так как понимают – люди не могут платить по докризисным расценкам даже за качественные проекты.
Покупатели хотят лучше, но главное - дешевле
Предпочтения покупателей на рынке недвижимости за последний год не претерпели существенных изменений – люди, как и до кризиса, хотят приобрести самую лучшую квартиру в самом прекрасном проекте от самого надежного застройщика. Только дешевле, хором сетуют участники рынка.
Причем стремление к экономии характерно не только для покупателей жилья эконом- и комфортклассов, действительно потерявших в кризис часть доходов, но и для клиентов в высокобюджетных сегментах. Финансовые возможности последних пострадали не сильно, а может быть, даже увеличились благодаря девальвации рубля, так как эта категория покупателей сбережения обычно хранит в валюте. Однако платить дороже за то, что можно купить дешевле, состоятельные граждане не собираются.
«Пожелания покупателя с точки зрения продукта не поменялись, поменялись его пожелания по цене, - отметила Ирина Прачева, заместитель генерального директора компании «Донстрой», на конференции Urban Space, организованной Urban Awards и REPA. - Клиент хочет, чтобы сегодня ему продали почему-то дешевле».
Или, по крайней мере, больше за те же деньги. Как рассказала на том же мероприятии председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова, несмотря на то, что цена является определяющим фактором при выборе недвижимости, самый дешевый вид жилья, студии, теряют популярность - люди предпочитаются покупать однокомнатные квартиры площадью около 40 кв. м, которые сейчас стоят примерно столько же, сколько маленькие студии год назад.
В эконом- и комфортклассе многие покупатели ради низкой цены готовы сейчас зарыть глаза даже на очевидные недостатки жилья. «Если стоит красивый дом с великолепными фасадами, а рядом кирпичный с высолом от времени, то выберут некрасивый кирпичный, потому что он дешевле», - подчеркнула Любовь Цветкова, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы, на конференции в рамках PROESTATE.
И некоторые девелоперы эти настроения используют – не обещают какую-то богатую инфраструктуру, а играют за счет понижения цены, отметила Доброхотова.
Если цена очень привлекательная, люди покупают жилье даже на начальных этапах строительства – хотя, за редким исключением, у большинства девелоперов продажи на старте идут плохо: инвесторы практически ушли с рынка, так как роста цен на недвижимость нет и не предвидится. А те, кто покупают для себя, опасаются недостроя.
«На старте клиент не бежит покупать, пока не почувствует, что тут можно рискнуть. Но у нас народ все же любит рискнуть - построят - не построят - и пойти купить «однушку» за 3 млн руб. в Москве», - рассказала председатель совета директоров компании «Бест-Новострой».
Наряду с ценой, «кризисный» покупатель, естественно, очень интересуется репутацией застройщика. «Это было важно и два года назад, а сегодня выходит на первый план, потому что есть слухи на рынке, что кризис не все выдержат. Покупатель хочет быть уверен, что за те деньги, которые он копил не один год, а может быть, десяток лет, он получит квартиру в собственность с теми качествами, которые ему обещали», - добавил Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер».
Покупатель в принципе стал более искушенным и разборчивым, благо предложение жилья эконом- и комфорткласса в московском регионе огромно и превышает спрос, отметил Виталий Разуваев, коммерческий директор компании «Сити-XXI век», выступая на PROESTATE. По словам Ирины Доброхотовой, только за первые восемь месяцев года на столичный рынок вышло 35 новых проектов площадью 4 млн кв. м.
Значительно увеличился срок принятия решения о сделке. «Раньше мы за месяц могли сподвигнуть клиента на покупку, сейчас два-три месяца и более думают, смотрят на курс доллара», - рассказала Доброхотова. И, по словам Разуваева, выбирают не из пяти-семи жилых комплексов, как год-два назад, а из пары десятков, причем не на каком-то определенном направлении, а, например, рассматривают все в радиусе 15-20 км от МКАД.
Что касается качественных характеристик самих проектов, то люди прежде всего обращают внимание на транспортную доступность. Если еще в 2013-2014 гг. неудачное расположение можно было компенсировать с помощью разных инфраструктурных фишек и красивостей, то теперь это уже не удастся, уверен Алтухов.
Впрочем, низкая цена в нынешние времена может искупить практически любые недостатки, во всяком случае в регионах. По словам Александра Паршукова, директора по инвестициям ЗАО «ВТБ-Девелопмент», петербургские покупатели «эконома» берут то, что доступно по стоимости, даже без благоустройства и с неочевидной транспортной доступностью.
Застройщики делают ставку на качество по приемлемым ценам
Снижать цены застройщики, естественно, не хотят. Более 30 подмосковных компаний на днях даже объявили о создании ассоциации, одной из целей которой будет борьба с демпингом на рынке новостроек. Как отметил Григорий Алтухов (ФСК «Лидер» - одна из учредителей ассоциации), скидки сейчас предлагаются почти во всех проектах, но «существенного эффекта они не приносят. Да, продажи растут, но девелопер либо теряет всю маржу, либо есть ощущение, что сейчас начнет уходить в минус. И что будет дальше – непонятно».
Конечно, можно продавать дешевле, жертвуя не прибылью, а качеством проекта, но такая стратегия неизбежно аукнется в дальнейшем. Как пояснил Леонид Максимов, председатель совета директоров ГК «Пионер», капитализация девелопера складывается годами и зависит от успешности реализованных проектов. И если даже застройщик сумел быстро и эффективно распродать квартиры в ЖК, но в дальнейшем на свет вылезли недоработки проекта, то это обязательно негативно отразится на компании.
Поэтому крупные девелоперы хотели бы конкурировать качеством, а не ценой, и делают ставку на более требовательных и зажиточных клиентов.
«Не верю, что будут покупать объекты, расположенные неважно где, лишь бы цена была. Люди понимают, что им там жить. Качественная среда – мощное конкурентное преимущество, которое будет позволять, несмотря на наличие демпинговых объектов, перетягивать потребителей. Многие предпочтут заплатить дороже, но получить качественный объект», - считает Максимов.
Впрочем, большинство застройщиков отдают себе отчет в том, что снижение покупательской способности населения – это реальность, которую в любом случае необходимо учитывать в бизнес-планах.
«Сегодня, когда реальные доходы населения падают, мы понимаем, что потребителю тяжело платить полную цену за высокое качество. И он будет выискивать подешевле, но при этом требовать качество. Наша задача научится это качество выдерживать, укладываясь в приемлемые для потребителя ценовые параметры», - заявил Максимов на Urban Space.
И, надо отметить, многие девелоперы уже вполне успешно справляются с этой задачей, снижая себестоимость строительства и уменьшая площади квартир в своих проектах.
«Давайте привыкать к мысли, что бизнес в сфере недвижимости корректируется с точки зрения доходности, к сожалению, в не самую выгодную для инвестора сторону. Инвестор должен думать, какие ресурсы применить, чтобы оптимизировать расходную составляющую», - отметил Роман Ткаченко, глава представительства холдинга RD Group в России.
Тем более, что, по словам Любови Цветковой, в Москву рвутся региональные девелоперы, согласные работать с меньшей нормой рентабельности, только чтобы зацепиться за рынок.
На чем сэкономить?
Планировочные решения предоставляют обширнейшие возможности для оптимизации, как с точки зрения себестоимости, так и потребительских характеристик, уверены участники рынка.
Когда росли цены и квартиры раскупались как горячие пирожки, девелоперы проектировали «двушки» с тремя стояками, но сейчас такие ошибки обходятся слишком дорого, отметил Виталий Разуваев.
Неиспользуемые площади необходимо минимизировать, согласна с коллегой Ирина Доброхотова. Люди боятся роста расходов на содержание недвижимости после введения модернизированного налога на доходы физлиц и платы за капремонт и не готовы переплачивать за лишнюю жилплощадь. Например, двухкомнатные квартиры площадью более 70 кв. м сейчас вообще не востребованы.
Для покупателя прежде всего важен общий бюджет покупки, а не цена метра, поэтому на рынке растет доля малогабаритных квартир - они дешевле. И в ближайшие год-полтора этот тренд будет нарастать, полагает Григорий Алтухов. (См. «Картина маслом: малогабаритные квартиры и студии в Москве и Подмосковье»).
Стоимость проектного финансирования может достигать 20 и более процентов годовых, в результате многие девелоперы экономят, отказываясь от использования банковских кредитов. «Мы полтора года финансируемся из собственных средств. Свои деньги всегда дорогие, но банковские сейчас еще дороже», - рассказала Виктория Круглова, старший вице-президент, финансовый директор, член правления «Галс-Девелопмент».
Снижение прибыли генподрядчиков - также распространённый способ оптимизации затрат. По словам Кругловой, если раньше «Галс» допускал вознаграждение генподрядчиков на уровне 25% и более, то сейчас об этом даже речи не идет.
А можно вообще не тратиться на контрагентов, создав генподрядные и производственные структуры в составе холдинга. Это в том числе позволит повысить качество строительства и сократить сроки реализации проекта, так как собственные структурные подразделения легче контролировать. А чем быстрее вы строите, тем меньше расходуете, подчеркнул Гасан Архулаев, исполнительный директор Sezar Group.
Стоимость земли – это тоже задел для экономии. Если раньше лендлорды выступали исключительно с позиций продавцов, то сейчас они готовы быть соинвесторами проекта, рассказал Архулаев. При выборе площадки надо обязательно учитывать планы развития территории: «Город может построить дороги, а может не построить – и тогда эти затраты лягут на нас», - пояснил девелопер.
По его словам, комплексный подход к оптимизации позволяет сократить расходы до 35-50% - в зависимости от поставленной задачи - и тем самым нивелировать неизбежную на кризисном рынке просадку по доходности. «Можем похвастаться тем, что ни одного сотрудника не уволили, зарплату не сократили», - резюмировал Архулаев.
В общем, создать комфортный, продуманный, но достаточно недорогой продукт в нынешних условиях сложно, но можно. Как подчеркнул Роман Ткаченко, вопрос стоимости превалирует над всеми прочими для потенциального покупателя. Но если застройщик может обеспечить снижение себестоимости собственного продукта, то это не так уж страшно.
ИСТОЧНИК: IRN.RU